20.04.2022

DailyMoscow: Николай Петров: Могут ли творческие (креативные) индустрии стать двигателем экономики России

С учетом последних событий, происходящих в мире, стало известно, что Россия зависима от зарубежных архитектурных, инженерных и технических творческих, креативных услуг. Давайте разберемся, что такое творческие (креативные) индустрии, зачем они нужны и как они могут стать двигателем нашей страны в экономическом и политическом плане.

Термин «творческие (креативные) индустрии» начал использоваться около двадцати лет назад для описания ряда видов деятельности, некоторые из которых являются одними из старейших в истории, а некоторые появились только с появлением цифровых технологий.

Это вид экономической деятельности, который связан с созданием или использованием знаний и информации. Существенную роль в производстве этих товаров и услуг играет развитие технологий и инноваций. Если вы любите смотреть какие-то трансляции в интернете, имеете подписку на разные сервисы, любите смотреть фильмы в кинотеатре, покупаете одежду — вы потребляете творческий продукт или услугу.

До недавнего времени, ни одно правительство не пыталось измерить их общий экономический вклад или стратегически подумать об их важности, за исключением, возможно, правительства США, которое в течение долгих лет защищало и поддерживало свою киноиндустрию не только из-за ее ценности для экономики США, а потому, что это спроецировало культуру и влияние США во всем мире.

Творческие (креативные) индустрии можно разделить на различные группы – реклама и маркетинг, архитектура, ремесла, дизайн, графический дизайн и мода, кино, телевидение, видео, радиовещание и фотография, ИТ, программное обеспечение и компьютерные услуги, издательская деятельность, — музеи, галереи и библиотеки, — музыка, исполнительские и визуальные искусства, а также индустрия компьютерных игр.

Творческие и креативные индустрии в России

Некоторые ученые считают, что индустрия образования, включая государственные и частные услуги, также является частью творческих (креативных) индустрий. Таким образом, остаются разные определения секторов. В некоторых странах определения тесно связаны с искусством и культурой. В других странах используются более широкие определения, включающие например, продукты питания и гастрономию на том основании, что еда и кухня имеют как экономическое, так и культурное значение. 

Капитализация творческих (креативных) индустрий в мире растет с каждым годом и на сегодняшний день приближается к $2,3 трлн.

По данным ООН, творческие (креативные) индустрии стали одним из самых быстрорастущих секторов мировой торговли в 2016 году со среднегодовым ростом 8-9%.

Было замечено, что творческие отрасли становятся все более важными для экономического благосостояния, и многие считают, что отрасли 21 века будут все больше зависеть от генерирования знаний посредством творчества и инноваций. И определенно, уже сейчас, можно сделать вывод, что в постиндустриальном обществе творческие (креативные) индустрии постепенно становятся существенными драйверами экономического развития, а также, обеспечения рабочих мест, как в развитых, так и в развивающихся странах.

При этом, помимо экономических эффектов, рост сектора творческой (креативной) экономики напрямую связан с ростом показателей качества жизни и устойчивостью развития, так как актуализирует культурные, духовные ценности и развивает продуктивный потенциал населения. В то же время, характеризуемый особый сектор экономики можно рассматривать, как инструмент модернизации городов и регионов в экономически более комфортные и привлекательные для жизни места.

Творческие индустрии – это новая нефть для экономики страны

Игорь Намаконов

исполнительный директор комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности

По последним данным, Россия также увеличивает свою долю рынка в международных творческих (креативных) индустриях. Учитывая растущую глобальную конкуренцию в инновационной экономике, многие страны разрабатывают государственные программы поддержки творческих (креативных) индустрий. 

Системная поддержка отрасли в России пока только начинает складываться. Оборот российской креативной индустрии в 2017 году составил 8 трлн рублей и с каждым годом растет.

фото: DailyMoscow:  Николай Петров: Могут ли творческие (креативные) индустрии стать двигателем экономики России

Ежегодные продажи российского контента на внешних рынках растут на 20%. По данным Российского экспортного центра, география международных рынков, охваченных российским контентом в 2018 году, включала 140 стран.

Творческая (креативная) индустрия не только способствует привлечению иностранного капитала в Россию и увеличению доходов, но и формирует положительный имидж страны на мировой арене.

Многие страны, к примеру Индия и США используют творческие (креативные) индустрии в качестве «мягкой» силы, а именно путем формирования предпочтений других посредством привлекательности своей культуры, ценностей. Поскольку творческие (креативные) активы, производят привлекательность, таким образом у этих стран появляется способность влиять на поведение других, чтобы получить желаемые результаты.

В творческой, креативной экономике нашей страны, по данным 2019 года было занято около 2,7 млн человек (3,8% всех занятых). При этом до сих пор в нашей стране присутствуют некоторые «тормозящие» факторы, которые сдерживают развитие данного сектора экономики, а именно — отсутствие программы поддержки творческих, креативных индустрий, не закреплены полномочия по развитию и управлению сферой творческого, креативного предпринимательства, отсутствует межведомственный диалог по развитию креативных индустрий, слаборазвитая материальная инфраструктура для возможного развития творческих (креативных) индустрий.

фото: DailyMoscow:  Николай Петров: Могут ли творческие (креативные) индустрии стать двигателем экономики России

Творческие (креативные) индустрии процветают там, где есть благоприятный климат, который создает возможности для творчества. Первая попытка определить в законотворчестве понятия и субъектов творческих, креативных индустрий была предпринята в мае 2021 года, в частности Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации — документ предназначался для внесения изменений в Закон об основах законодательства о культуре.

Закрепление понятий должно было стать основой системы государственной поддержки индустрии: предполагается, что с их помощью доля креативных индустрий вырастет до 6% ВВП к 2030 году, в 2019 году их доля составляла 2,4% ВВП.

Первые же сдвиги, появились в 2021 году когда Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.

Однако, решение существующих проблем, на мой взгляд, видится невозможным без продуманной системы поддержки творческих, креативных индустрий на федеральном и региональном уровне.

Если соответствующие меры поддержки будут приняты, то креативные индустрии могут стать полноправным сектором экономики. Обучение творческой (креативной) индустрии должно быть начато в колледжах/университетах страны. Более того, развитие таких индустрий в нашей стране могут дать людям возможность взять на себя ответственность за собственное развитие и стимулировать инновации, которые в дальнейшем могут способствовать устойчивому росту экономики страны.

Метки: ,

Еще статьи на эту тему:
Смотрите также:

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

  • Интересно

    Кто виноват и что делать? — ответы на самые важные вопросы!

  • Книги по бизнесу

    • "Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию" Грэм Бенджамин - Мировой бестселлер, выдержавший множество переизданий по всему миру, книга Бенджамина Грэма (1394-1976) является уникальным пособием по выстраиванию инвестиционной политики. Автор, всемирно известный экономист и авторитетный профессиональный инвестор, главное внимание уделяет не анализу ценных бумаг, а принципам инвестирования, предлагая действовать разумно и осторожно независимо от поведения фондового рынка.

    • "Переиграть Уолл-стрит" Питер Линч - куда выгоднее вкладывать деньги — в акции или облигации? Как выбрать лучшие акции, которые станут победителями на рынке? Как правильно читать баланс и финансовые отчеты компании, чтобы получить максимум информации для принятия решения? Что нужно учитывать при выборе взаимного фонда? Как обогнать рынок? Эти и множество других вопросов профессионально и доходчиво обсуждаются автором, сумевшим превратить историю своего 13-летнего управления фондом в остроумное и увлекательное повествование.

    • "Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов" Герасименко Алексей - в этой книге шаг за шагом рассматриваются вопросы составления и интерпретации финансовой отчетности предприятия. Все концепции раскрываются на примерах из реальной отчетности крупных российских компаний. Используя богатый практический опыт, автор раскрывает все нюансы финансовой отчетности, в том числе и специфические «западные» вопросы составления отчетности по МСФО.

    • "Настольная книга финансового директора" Брег С. -эта книга является не только превосходным учебником, но и полным справочником для финансовых директоров практически по всем аспектам их повседневной работы. Главное достоинство книги - ее практическая направленность.

Банки | Бизнес | Второе гражданство | Закон | Как заработать в интернете | Купить остров | Недвижимость | Новости бизнеса | Оффшоры | Стиль жизни | Страны мира

| | | |
Реклама:


Business Key Top Sites